Из собрания Пермской государственной художественной галереи
РЕПИН ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ
1844, Чугуев, Российская империя — 1930, Куоккала, Финляндия
МЕФИСТОФЕЛЬ. 1898
Этюд с художника Сергея Ефимовича Девяткина.
Холст, масло. 60х45
Герои репинских портретов почти всегда как-то реагируют
на присутствие зрителя: приосаниваются, вскидывают голову, бросают
пронзительные, недоверчивые или лукавые взгляды, кокетничают. Портретная
характеристика в таком случае – это, собственно, тип реакции модели на
присутствие постороннего наблюдателя, ситуация позирования, обыгранная в
соответствии с манерами, темпераментом, характером портретируемого лица. Имея в
виду это свойство репинского метода, позднейшая критика констатировала, что в
репинских портретах человек как бы превращён «в актёра своего собственного
характера». Герои его картин принадлежат настоящей минуте, они даны «в
явлении», а не «сами по себе», им неведомы
О герое портрета Репина известно крайне мало. Вольнослушатель Академии Художеств с 1890 г. по 1895 г. Имеет две малые серебряные поощрительные медали (1893 г. и 1894 г.). 30 октября 1895 г. получил звание классного художника 3-ей степени. Член и экспонент Товарищества художников С.-Петербурга. 1904-1924. Участвовал в различных выставках, показывая портреты, пейзажи и натюрморты. Член Общества художников-индивидуалистов (С.-Петербург. 1920 -1930).
Можно предположить, что Девяткин посещал класс Репина, будучи Вольнослушателем Академии. Его выразительные черты лица запомнились Репину. Когда же возникли благоприятные обстоятельства, художник не упустил возможности пригласить Девяткина портретироваться. Увлечённый внешней незаурядностью модели, её вызывающей мефистофелевской выразительностью Репин пишет искромётный, в один, максимум в два сеанса этюд. Портретная задача здесь намеренно сужена, подчинена одной единственной составляющей - представить живописную импровизацию на тему зловещей красоты зла. Феерическая этюдность тенденциозно заострена Репиным смелыми, даже небрежно набросанными крупными пятнами цвета. Над каким-то фантастическим по цвету и царственно величественным по размеру воротником вырастает лицо с пронзительно сверлящим взглядом тёмных глаз из-под разлетающегося росчерка таких же чёрных бровей. Высокий открытый лоб обрамлён чёрной копной волос, широко ниспадающих на плечи. Узкая нить усов и клиновидная щеголеватая бородка подчёркивают тонкую линию чуть полуоткрытого рта. Художник как бы позволяет себе получить удовольствие от того, какой выразительной и преображающей силой обладает его кисть. Это этюд настроения, характера, психологического типаж. Яркий и выразительный, но лишённый личностных качеств.