Четверг, 25.04.2024
Гостевая книга Пермской художественной галереи
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Из собрания Пермской государственной художественной галереи

КАРАВАКК ЛУИ (?) (CARAVAQUE LOUIS)

1684, Марсель – 1754, Петербург

ПОРТРЕТ ПЕТРА I. Первая четверть XVIII века

Холст, масло. 78 х 65,5

 

Первым значительным европейским художником академического типа был марселец Луи Каравакк.

Известно, что Петр I познакомился с ним в 1716 году в Пирмонте и заказал ему свои портреты. Судя по всему, портреты понравились, и Каравакк прибыл в Россию, где и прожил всю свою жизнь.

Каравакк известен как педагог, у него учились многие русские художники. Если можно говорить о школе Каравакка, то это первая в России «иностранная академия».

В коллекции галереи один из лучших портретов Каравакка – «Портрет Петра I». История атрибуции портрета интересна и занимательна.

В пермское собрание портрет поступил в 1955 году как работа русского художника А.Матвеева, одного из учеников Каравакка. Работа экспонировалась на выставке «Портрет петровского времени» в 1973 году и привлекла внимание специалистов. Ученые пришли к выводу, что А. Матвеев не может быть автором, слишком несхож «почерк» подлинных картин Матвеева и портрета пермского собрания.

Эксперты Всесоюзных центральных научно-реставрационных мастерских имени И.Э.Грабаря на основе исследования грунтов, красочного слоя, структуры холста датировали этот портрет первой четвертью XVIII века. А далее портретом заинтересовалась реставратор Русского музея С.В.Римская-Корсакова. Она собрала значительный материал о прижизненных портретах Петра I. Проведя ряд исследований в инфракрасной, рентгеновской и ультрафиолетовой областях спектра, она обнаружила на холсте невидимые простым глазом авторские переделки. Оказалось, что вначале Петр был представлен с Андреевской цепью, аналогичной той, что на портрете, выполненном Л.Каравакком. Подмалевок значительно отличался от окончательного варианта, так как образ был слегка идеализирован. Сходство было достигнуто последующими лессировками и правками. Принято считать, что обнаруженные технико-технологическими исследованиями авторские правки свидетельствуют об оригинальности произведения. Римская-Корсакова смогла идентифицировать авторский почерк Л.Каравакка.

Трудно сказать, писан ли портрет с натуры. Известно, что Каравакк дважды писал Петра с натуры – в 1716 и 1722 гг. Но, безусловно то, что портрет написан при жизни императора, а не является одним из многочисленных вариантов, копий, повторений, сделанных после смерти Петра.

Портрет из коллекции Пермской художественной галереи типичен для творчества Л.Каравакка. Точно и верно передан образ и характер Петра I. В нем есть некая возвышенность без ложной патетики, серьезность и глубина образа.

Именно в этом – историческая и художественная ценность портрета.

Петр 1 (1672-1725) – первый император всероссийский, сын царя Алексея Михайловича от второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. В 1682 г. после смерти старшего брата Федора наследовал престол вместе с братом Иваном. С 1689 правил единодержавно. Первым браком женат на Евдокии Федоровне Лопухиной, от которой имел сына Алексея, вторым браком женат на Марте Скавронской (по другим данным – Веселовской), от которой имел дочерей Анну и Елизавету.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz