Из собрания Пермской государственной художественной галереи
ЙОРДАНС Якоб
Jordaens, Jacob (I)
1593, Антверпен – 1678, Антверпен
ПАВЕЛ И ВАРНАВА В ЛИСТРЕ. Середина XVII в.
Х., м. 153х231
Первая известная нам живописная трактовка этой темы в исполнении
Йорданса находится в собрании Эрмитажа. Она очень сильно отличается по
иконографии от более поздних вариантов. Полотно из пермского собрания
наиболее близко картине из Академии художеств в Вене, хотя имеет ряд
существенных отличий, позволяющих предположить, что наша картина
написана несколько позднее.
Сюжет картины взят Йордансом из «Деяний апостолов» (14, 7-17).
Художник часто обращался к нему, варьируя композицию в поздний период
творчества (начиная со второй половины 1640-х гг.). Вероятно, это было
связано с переходом Йорданса, под воздействием его учителя и тестя Адам
ван Ноорта, в кальвинизм.
Прибыв в Листру – населенный язычниками город на юго-западе от
Иконии, апостолы Павел и Варнава произносят христианскую проповедь. На
глазах у присутствующих выздоровел хромой. Видя свершившееся чудо,
народ принял апостолов за богов Зевса и Меркурия, которые «в образе
человеческом сошли на землю». «Апостолы, услышавши о сем, разодрали
свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: Мужи! Что вы
это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы
вы обратились от сих ложных к Богу живому... И говоря сие, они едва
убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой».
Составляющие композиционный центр картины фигуры апостолов, в
известной мере воплощают идею нового понимания церкви в той
теологической интерпретации, которую страстно проповедовал Кальвин.
Напомним, что согласно евангельскому тексту, Варнава назван в числе
первых, кто продал свои земли, а деньги положил на общее благо (Деяния,
4, 34-37). Кроме того, Варнава и Павел являлись одними из основателей
раннехристианской церкви, чьи религиозные установления Кальвин считал
по-настоящему истинными и гуманистичными, нежели изощренная схоластика
католичества. Наконец, комментарий к «Первому посланию к римлянам
апостола Павла», составивший приложение к основному труду Кальвина –
«Наставление в христианской вере» (1539), стал настоящим теологическим
достижением, духовной основой реформированной церкви.
Композиция картины развивает эти идеи через мастерски
режиссированные группы. Торжественная, равнодушно-холодная группа
служителей культа и вакхическая стихия толпы с одной стороны; и робкая
надежда, воодушевление первых уверовавших - с другой. Пышный барочный
портик, увенчанный фронтоном с волютами, сдвоенные колонны с золочеными
капителями, широкие арочные проемы и золотая статуя Зевса – живописная
метафора католического храма. Разрушенные колонны, поросшие плющом,
искренняя безыскусность даров – живописный символ реформаторской
церкви.
Полотно «Павел и Варнава в Листре» имеет богатую историю. В XVIII веке, при Екатерине II,
поступило в собрание Эрмитажа, а затем, в 1862 году, было передано в
Румянцевский музей. В 1928 году картина передана в Пермскую
художественную галерею из Государственного музейного фонда. С 1966 по
1974 годы полотно реставрировалось во Всероссийском художественном
научно-реставрационном центре им. И.Э.Грабаря. Проделанная работа
подтвердила предположение специалистов о принадлежности полотна кисти
самого Йорданса. После выставок в Москве и С.Петербурге картина
вернулась в Пермь.
|