Вторник, 19.03.2024
Гостевая книга Пермской художественной галереи
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Из собрания Пермской государственной художественной галереи

ЙОРДАНС Якоб

Jordaens, Jacob (I)

1593, Антверпен – 1678, Антверпен

ПАВЕЛ И ВАРНАВА В ЛИСТРЕ. Середина XVII в.

Х., м. 153х231

Первая известная нам живописная трактовка этой темы в исполнении Йорданса находится в собрании Эрмитажа. Она очень сильно отличается по иконографии от более поздних вариантов. Полотно из пермского собрания наиболее близко картине из Академии художеств в Вене, хотя имеет ряд существенных отличий, позволяющих предположить, что наша картина написана несколько позднее.

Сюжет картины взят Йордансом из «Деяний апостолов» (14, 7-17). Художник часто обращался к нему, варьируя композицию в поздний период творчества (начиная со второй половины 1640-х гг.). Вероятно, это было связано с переходом Йорданса, под воздействием его учителя и тестя Адам ван Ноорта, в кальвинизм.

Прибыв в Листру – населенный язычниками город на юго-западе от Иконии, апостолы Павел и Варнава произносят христианскую проповедь. На глазах у присутствующих выздоровел хромой. Видя свершившееся чудо, народ принял апостолов за богов Зевса и Меркурия, которые «в образе человеческом сошли на землю». «Апостолы, услышавши о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: Мужи! Что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому... И говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой».

Составляющие композиционный центр картины фигуры апостолов, в известной мере воплощают идею нового понимания церкви в той теологической интерпретации, которую страстно проповедовал Кальвин. Напомним, что согласно евангельскому тексту, Варнава назван в числе первых, кто продал свои земли, а деньги положил на общее благо (Деяния, 4, 34-37). Кроме того, Варнава и Павел являлись одними из основателей раннехристианской церкви, чьи религиозные установления Кальвин считал по-настоящему истинными и гуманистичными, нежели изощренная схоластика католичества. Наконец, комментарий к «Первому посланию к римлянам апостола Павла», составивший приложение к основному труду Кальвина – «Наставление в христианской вере» (1539), стал настоящим теологическим достижением, духовной основой реформированной церкви.

Композиция картины развивает эти идеи через мастерски режиссированные группы. Торжественная, равнодушно-холодная группа служителей культа и вакхическая стихия толпы с одной стороны; и робкая надежда, воодушевление первых уверовавших - с другой. Пышный барочный портик, увенчанный фронтоном с волютами, сдвоенные колонны с золочеными капителями, широкие арочные проемы и золотая статуя Зевса – живописная метафора католического храма. Разрушенные колонны, поросшие плющом, искренняя безыскусность даров – живописный символ реформаторской церкви.

Полотно «Павел и Варнава в Листре» имеет богатую историю. В XVIII веке, при Екатерине II, поступило в собрание Эрмитажа, а затем, в 1862 году, было передано в Румянцевский музей. В 1928 году картина передана в Пермскую художественную галерею из Государственного музейного фонда. С 1966 по 1974 годы полотно реставрировалось во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э.Грабаря. Проделанная работа подтвердила предположение специалистов о принадлежности полотна кисти самого Йорданса. После выставок в Москве и С.Петербурге картина вернулась в Пермь.
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz