Из собрания Пермской государственной художественной галереи
Круга ТИНТОРЕТТО (ЯКОБО РОБУСТИ)
Jacopo Robusti, Jacopo Comin, Tintorett
1518, Венеция — 1594, Венеция
МАДОННА СО СВЯТЫМИ
Х., масло, 44,5 х 56,5
Изображение Мадонны с Младенцем, которым предстоят несколько святых, имеет давнюю художественную традиции в истории европейского искусства. Эпоха Возрождения существенно обогатила опыт средневековья создав богатый изобразительный репертуар. В его составе были многофигурные композиции монументального масштаба, предназначенные для оформления церковных алтарей. Однако часто художники получали заказы и на работы камерного масштаба. Количество предстоящих в них обычно ограничивалось двумя фигурами, симметрично располагавшимися справа и слева от центра изображения. Их выбор чаще всего был связан с патрональными традициями, т.е. предполагал, что предстоящие перед Мадонной с Младенцем святые будут ходатайствовать за своих земных заказчиков. Персоналии предстоящих святых оговаривались в специальном договоре, заключаемым с художником.
Общий характер решения и персональный состав небольшого полотна из собрания Пермской галереи как нельзя точно отвечает вышеуказанным параметрам патронального собеседования. В манере исполнения есть целый ряд особенностей, позволяющий предполагать, что автор принадлежал к венецианской школе. Многочисленные венецианские монастыри, святые братства и храмы, находившиеся под покровительством различных религиозных орденов часто выступали заказчиками венецианских художников.
В картине из собрания ПГХГ справа и слева от Мадонны находятся три перснажа. Один из них идентифицируется без особых затруднений – юный Иоанн Креститель изображён слева. Мужчина изображённый справа одет в монашескую одежду. Он в смиренной позе склонился к Мадоне с Младенцем. На его руке отчётливо видны стигматы*. В истории европейской живописи так обычно изображался Франциск Ассизский, основатель ордена «Меньших братьев», или францисканцев. Мужчина слева так же обращён к Мадонне с Младенцем. Его серая монашеская ряса дополнена покрывающим плечи красным манто, а за спину опущен капюшон. Руки сложены в молитвенном жесте. Вероятно это заказчик картины, настоятель какого-то францисканского монастыря или собора. В качестве таковых можно указать на один из самых грандиозных соборов Венеции Санта-Мария Глориоза деи Фрари, находившемся как раз в сфере влияния францисканского ордена. Кампанила (колокольня) собора вторая по высоте в Венеции (70 метров) и уступает только кампаниле собора Св. Марка. На полпути наверх кампанилы находится скульптура Святого Франциска и Мадонны.
*Стигматы (от греч. «стигма» — «укол», «рубец») — кровоподтёки или язвы, непроизвольно появляющиеся на теле некоторых глубоко верующих людей в тех местах, где у распятого Христа были раны от тернового венца и гвоздей.