Суббота, 18.08.2018
Гостевая книга Пермской художественной галереи
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Из собрания Пермской государственной художественной галереи

ИВАНОВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ

1806, Петербург – 1858, там же


ГОЛОВА ДРОЖАЩЕГО МАЛЬЧИКА. 1830-е гг. Этюд к картине «Явление Христа народу», находящейся в Третьяковской галерее

Бумага, наклеенная на холст, масло. 23 х 20


Этюд «Голова дрожащего мальчика» к картине «Явление Христа народу» великого русского художника А.А.Иванова представляет изображение графа Иосифа Виельгорского, исполненное в процессе работы над картиной, и является одним из вариантов разработки типажа для внесения в картину. Цель такого этюда – точное воспроизведение образа для дальнейшей разработки своего замысла.

Этюд датируется 1830 –ми годами, когда художник работал над образами своей знаменитой картины. Образы в картине проходили сложную метаморфозу. Это очень заметно, если этюдные образы сравнить с образами законченной картины. Вначале – работа с натуры, усиление нужных черт в психологической характеристике образов, затем реальные черты персонажей сверяются с классическими оригиналами, затем автор подчиняет их общему смыслу и тону картины.

Над группой рисунков к образам «дрожащих» отца и сына, после крещения вышедших из воды, художник работал целенаправленно. В образе отца современники узнавали Н.Гоголя.

Группа «дрожащих» отца и сына – одна из пластически прекрасных групп в картине. А этюд из пермского собрания отражает один из этапов работы великого мастера.

Историю «открытия» этюда описывает Н.Г.Машковцев в своей книге «Гоголь в кругу художников»: «Осенью 1934 года в антиквариате торгсина я нашел этюд головы дрожащего мальчика… Не говоря уже о чрезвычайно типичной для Иванова манере живописи, подлинность этюда подтверждают все технические признаки (загрунтованная бумага, наклеенная на холст, размер и формат этюда). Но кроме того, есть еще одно необычайно важное обстоятельство, которое не только окончательно свидетельствует о подлинности этюда, но и открывает еще один эпизод, связанный с историей картины. Внизу на этюде по сырому процарапано несколько слов. Это сделано, несомненно, рукой самого художника. Содержание надписи читается с трудом : «Гр. Виельгорс…». Надпись относится к самому изображению и что этот этюд является изображением гр. Иосифа Виельгорского, сына М.Ю.Виельгорского, умершего от чахотки на руках у Гоголя и которому Гоголь посвятил взволнованные страницы «Ночей на вилле».

Поиск
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2018
    Сделать бесплатный сайт с uCoz