Из собрания Пермской государственной художественной галереи БРУНИ ФЕДОР АНТОНОВИЧ
1801, Милан – 1875, Петербург
БОГОМАТЕРЬ С МЛАДЕНЦЕМ. 1823
Холст, масло 98 х 73
Многие современники видели в Ф.А.Бруни, почетном члене
Римской, Миланской, Флорентийской, Болонской Академий художеств «великого
художника». На этом сходились деятели искусств разных поколений и творческих
ориентаций: А.Иванов (нач. Х1Х в.) и А.Брюллов (нач. ХХ в.), П.Чистяков и И.Крамской. И.Н.Крамской утверждал: «Назвавши имена Брюллова, Бруни, Иванова, -
можно сказать, что названа вся глубинная суть русского искусства».
В отличие от своих знаменитых собратьев Брюллова, любимца
публики, и Иванова, оцененного через поколение, Ф.А.Бруни достиг высоких
административных высот, может быть, поэтому Бруни-художника заслонил
Бруни-ректор Академии художеств. Он занимал этот пост с 1855 по 1871 гг. И в ХХ
веке его творчество привлекало меньше интереса, чем судьба и деятельность его
великих современников.
Работа пермского собрания «Богоматерь с младенцем» написана
в Италии в 1823 году и относится к раннему периоду творчества художника, когда в
качестве пенсионера Академии художеств он пребывал в Риме.
Художнику, впервые попавшему в Рим, трудно удержаться от
преклонения перед произведениями великих художников Италии, особенно если с
детства учителя подготовили к этому. Первые годы Бруни в Италии прошли «под
звездой Рафаэля». Художник изучал колорит мастеров живописи венецианской школы.
Впечатления от Италии, от вечного города Рима, «нежной сферы изящных искусств»,
как назвал Рим Бруни в одном из своих писем, сказались в работе над картиной
«Богоматерь с младенцем»… Ее отличает идеальная вписанность группы в овал, классическая
простота и красота, особая нежность и тонкость письма.
В начале 1820-х гг. Бруни одновременно работает над
несколькими картинами христианской тематики. Возможно, поэтому тип женской
красоты, найденный в «Богоматери с младенцем», художник повторил в картинах
«Милосердие», «Мадонна», созданных в эти же годы. А столь необычная группа
Богоматери и младенца, опирающегося на ее колено, была повторена Бруни в
гравюре «Святое семейство» (1824), ныне хранящейся в Русском музее в
Петербурге.
Необычна судьба картины. Она была собственностью царя и
находилась в его личных комнатах. Несколько позднее картина была передана в
Эрмитаж. Сохранилось ее описание, которое мы находим в журнале «Отечественные
записки» (1823,№ 44): «…фигура в полнатуру, младенец Иисус, облокотившись на
колено (…) матери своей, взирает на нее с умилением. Положение совершенно
новое, никем не трактованное…»
|