Из собрания Пермской государственной художественной галереи
КРАМСКОЙ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ
1837, Острогожск Воронежской губернии – 1887, Петербург
ПОРТРЕТ КНЯГИНИ Е.А.ВАСИЛЬЧИКОВОЙ. 1867
Холст, масло. 121 х 90
Как портретист Крамской начинает формироваться в 60-х годах, когда жанр портрета переживает период упадка. Мелочное перечисление деталей, пластическая сухость и скованность, и самое главное, трудности обретения философии личности и понимания «новых людей» - её носителей, вот только часть проблем, с которые сдерживают развитие жанра. В творчестве Зарянко, Тартюмова, Славянского, Тюрина, Лаша, Плюшара, Макарова, Келера – ведущих портретистов этого времени – портрет становится жанром более декоративным, нежели исповедальным. Жанр портрета словно «мелеет» и «опредмечивается». Сущность человека, его душевные порывы неразличимы под коростой аксессуаров, пестротой нарядов, как правило, плавкой, бесфактурной живописи. Может быть, поэтому русский портрет 1850-1860-х годов крайне редко становился предметом исследования.
И ещё одна особенность осложняет историю портретного жанра в указанный период – появление фотографии. Популярность фотографического портрета роковым образом сказалась на судьбе портретной миниатюры, портретной гравюры, потеснила интимный графический портрет и так называемый провинциальный, столь развитый в искусстве первой половины XIX века. Быстро эволюционируя, фотография активно перенимает не только жанровую типологию портрета, но и всеядно покушается на выразительные средства живописного жанра. В некоторый момент даже возникло ощущение, что живописный портрет и фотография дублируют друг друга и абсолютно взаимозаменяемы.
Крамской входит в сферу внимания критики во второй половине 1860-х годов своими графическими соусными портретами разночинной интеллигенции. А уже концу же 1860-х он завоёвывает широкое признание как портретист. Известно, что в этот период художник много работает в жанре портрета, выполняя не только творческие работы, но и много сил и времени отдавая заказным портретам. Последне обстоятельство было обусловлено увеличивающейся семьёй художника и необходимостью обеспечить материальный достаток. Крамской всегда тяготился этой работой, но часто был поставлен в обстоятельства, когда у него не оставалось альтернативных решений.
В 1867 году художник выполняет четыре заказных портрета представителей княжеского рода Васильчиковых. Портреты И.В.Васильчикова (1777-1847) двух его сыновей: И.И.Васильчикова (1805-1852) и В.И.Васильчикова (1820-1878), а так же – Е.А.Васильчиковой (1825-1888). Н.П.Собко, автор каталога посмертной выставки Крамского упоминает и пятый портрет, где так же изображена княгиня Е.А.Васильчикова. Кто же был инициатором создания этой несколько запоздалой фамильной галереи? Первые два портрета Крамской писал по фотографиям, так как портретируемых уже не было в живых. Вряд ли это мог быть третий мужчина - В.И. Васильчиков, герой обороны Севастополя, занятый в момент исполнения портретов увольнением со службы, по причине расстроенного здоровья. Остаются два кандидата – княгини Е.А. Васильчиковы. Наиболее известна жена киевского генерал-губернатора И.И. Васильчикова Екатерина Алексеевна (в девичестве Щербатова). Многочисленные документы и воспоминания свидетельствуют, о том, что она активно занималась благотворительной деятельностью участвуя в организации больниц, проводя благотворительные лотереи и выступая инициатором храмостроительства. Однако на момент написания портрета Екатерине Алексеевне исполнялся 51 год, тогда как на портрете из собрания ПГХГ изображена достаточно молодая женщина в возрасте не старше 35 лет. Имеется её фотография, вероятно сделанная в 1860-х гг. Сравнение двух изображений свидетельствует, что между внешним обликом этих женщин мало общего. Самое же главное заключается в том, что трудно найти объяснение причин, заставивших вдову генерал-губернатора заказывать портрет, на котором она изображалась значительно помолодевшей. Самое же главное заключается в том, что вряд ли за выполнение такого моложавого портрета взялся бы Крамской. Вторая Екатерина Алексеевна Васильчикова (1825-1888), была представительницей младшей ветви князей Васильчиковых, дочерью сенатора Алексея Васильевича Васильчикова (1772-1854) и женой известного славянофила В.А. Черкасского (1824-1878). В собрании музея Тропинина (Москва) имеется парный акварельный портрет дочерей А.А. Васильчикова – Екатерины и Анны (1822-1890). В чертах младшей дочери - Екатерины, много сходства с пермским портретом (форма носа, посадка глаз, линия бровей, характерный овал лица). Однако и ей на момент исполнения портрета шёл 42 год. Так кто же заказал фамильные портреты, в которых, вероятно использовались в качестве исходного материала фотографические снимки более раннего времени? Выскажем предположение, что мог быть брат Екатерины Алексеевны – Александр Алексеевич Васильчиков (1832-1890). Известный деятель русской культуры, будущий директор Эрмитажа (1879-1888), работал в тот момент над основным своим историко-художественным трудом - «Liste alphabetique de portraits russes» («Словарь русских портретов»). Вполне возможно, среди обширного поля изысканий по истории русской портретной иконографии мог возникнуть вполне конкретный интерес в истории рода Васильчиковых и желание заполнить имеющиеся лакуны в фамильной портретной галерее. О существовании таких генеалогических интересов у Александра Алексеевича свидетельствует другое его исследование, посвящённое истории рода Разумовских, приходившихся Васильчиковым родственниками.