Из собрания Пермской государственной художественной галереи
ЙОРДАНС Якоб
Jordaens, Jacob (I)
1593, Антверпен – 1678, Антверпен
ПАВЕЛ И ВАРНАВА В ЛИСТРЕ. Середина XVII в.
Первая известная нам живописная трактовка этой темы в исполнении Йорданса находится в собрании Эрмитажа. Она очень сильно отличается по иконографии от более поздних вариантов. Полотно из пермского собрания наиболее близко картине из Академии художеств в Вене, хотя имеет ряд существенных отличий, позволяющих предположить, что наша картина написана несколько позднее.
Сюжет картины взят Йордансом из «Деяний апостолов» (14, 7-17). Художник часто обращался к нему, варьируя композицию в поздний период творчества (начиная со второй половины 1640-х гг.). Вероятно, это было связано с переходом Йорданса, под воздействием его учителя и тестя Адам ван Ноорта, в кальвинизм.
Прибыв в Листру – населенный язычниками город на юго-западе от Иконии, апостолы Павел и Варнава произносят христианскую проповедь. На глазах у присутствующих выздоровел хромой. Видя свершившееся чудо, народ принял апостолов за богов Зевса и Меркурия, которые «в образе человеческом сошли на землю». «Апостолы, услышавши о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: Мужи! Что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому... И говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой».
Составляющие композиционный центр картины фигуры апостолов, в известной мере воплощают идею нового понимания церкви в той теологической интерпретации, которую страстно проповедовал Кальвин. Напомним, что согласно евангельскому тексту, Варнава назван в числе первых, кто продал свои земли, а деньги положил на общее благо (Деяния, 4, 34-37). Кроме того, Варнава и Павел являлись одними из основателей раннехристианской церкви, чьи религиозные установления Кальвин считал по-настоящему истинными и гуманистичными, нежели изощренная схоластика католичества. Наконец, комментарий к «Первому посланию к римлянам апостола Павла», составивший приложение к основному труду Кальвина – «Наставление в христианской вере» (1539), стал настоящим теологическим достижением, духовной основой реформированной церкви.
Композиция картины развивает эти идеи через мастерски режиссированные группы. Торжественная, равнодушно-холодная группа служителей культа и вакхическая стихия толпы с одной стороны; и робкая надежда, воодушевление первых уверовавших - с другой. Пышный барочный портик, увенчанный фронтоном с волютами, сдвоенные колонны с золочеными капителями, широкие арочные проемы и золотая статуя Зевса – живописная метафора католического храма. Разрушенные колонны, поросшие плющом, искренняя безыскусность даров – живописный символ реформаторской церкви.
Полотно «Павел и Варнава в Листре» имеет богатую историю. В XVIII веке, при Екатерине II, поступило в собрание Эрмитажа, а затем, в 1862 году, было передано в Румянцевский музей. В 1928 году картина передана в Пермскую художественную галерею из Государственного музейного фонда. С 1966 по 1974 годы полотно реставрировалось во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э.Грабаря. Проделанная работа подтвердила предположение специалистов о принадлежности полотна кисти самого Йорданса. После выставок в Москве и С.Петербурге картина вернулась в Пермь.