Суббота, 18.08.2018
Гостевая книга Пермской художественной галереи
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Из собрания Пермской государственной художественной галереи

ЛАГРЕНЕ, Луи-Жан Франсуа

Louis Jean François Lagrenée

1725, Париж – 1805, Париж.


МАРС И ВЕНЕРА. Середина 1760 гг.
Х., масло, 128 Х 96,5


История происхождения картины «Марс и Венера» связана, вероятно, с пребыванием молодого члена французской Академии Л.-Ж. Ф. Лагрене в России. По приглашению императрицы Елизаветы Петровны он прибыл в 1760 году в Петербург. Получив титул придворного живописца,  художник занял в новоучреждённой Императорской Академии художеств место профессора-преподавателя исторической живописи.  Лагрене писал исторические картины, аллегории и жанры по рокальному шаблону, сформировавшиеся в творчестве его учителя – Карла Ванлоо. Не без успеха обыгрывая ограниченный круг сюжетов и мотивов, художник, создавал жеманные, но не лишённые декоративной эффектности полотна.

Можно предположить, что президент Академии художеств, любитель искусства и коллекционер со стажем граф И.И. Шувалов, быстро понял, какую манеру живописи прививает своим русским ученикам Лагрене. Возникшие разногласия уладить не удалось, и художник покидает Россию.

Однако его трёхлетнее пребывание в Санкт-Петербурге не ограничивалось только педагогической деятельностью. Без сомнения, как показывает тогдашняя художественная практика, иностранные мастера выполняли многочисленные заказы русской знати, стремившейся наполнить свои особняки живописными образцами европейского вкуса.

Картину «Марс и Венера» как раз можно отнести к подобным заказным работам, в которых французский живописец демонстрирует изобретательную композиционную фантазию, эффектное гладкое письмо и приятный по краскам колорит. Тема «любви богов» имеет давнюю художественную традицию, основной смыл которой, в искусстве рококо, часто сводился к сюжетной мотивировке для изображения обнажённого или полураздетого тела. Визуальное поведение персонажей нередко строилось таким образом, что зритель чувствовал себя как бы нечаянным свидетелем, а то и соглядатаем пикантных сцен, разыгранных «за рамой». При этом вовсе необязательно, чтобы идея произведения принадлежала художнику, - её мог предложить и заказчик. Более возвышенной мотивировкой, объясняющий смысл нашей картины может быть идея торжества мира, предстающего в образе богини любви Венеры, разоружающего совершенством своей красоты бога войны Марса. Семилетняя война России и Пруссии близилась к завершению. Страна жила в ожидании мира. Поэтому аллегорическая составляющая этого сюжета весьма вероятна. Тем более, что и искусство рококо часто стремилось «отправить» свои легкомысленные сцены в более значимый ряд общественных событий.       

Поиск
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2018
    Сделать бесплатный сайт с uCoz