Суббота, 18.08.2018
Гостевая книга Пермской художественной галереи
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Из собрания Пермской государственной художественной галереи

КУИНДЖИ АРХИП ИВАНОВИЧ

1842, Мариуполь – 1910, Петербург


УКРАИНСКИЙ ПЕЙЗАЖ
Бумага на холсте, масло. 35 х 61


Эволюция пейзажной концепции Куинджи движется от произведений, в которых сильно выявлено социальное начало («Забытая деревня», 1874; «Чумацкий тракт в Мариуполе», 1875) к картинам, в которых всё сильнее будет выявляться романтически восторженное отношение к красоте родной природы. На этом пути программным произведением стало полотно «Украинская ночь» (1876), предельно наглядно продемонстрировавшее смену идеалов Куинджи. Мир в этом произведении воспринимается как благо, доставляющее человеку красоту и богатство впечатлений. Зримый мир полон роскоши, но роскоши не экзотической, а земной, доступной сознанию простого человека. Поэтому и мотив, и наивное миросозерцание, закрепленные в будто прозаическом, характерном сюжете, выдают в авторе картины художника, старающегося проникнуться сознанием национальной красоты. Куинджи покончил с эпигонским академическим романтизмом ранних своих работ и вступил в полосу обновленного романтического искусства. Самым существенным, что отличало его новые романтические работы от старых - побуждение к экзотичности изображения. Вместе с тем Куинджи отвергает тональную живопись романтизма, взамен которой вводит яркую палитру, основанную на системе дополнительных цветов. Пластическое новаторство Куинджи признавали его современники. И.Н.Крамской писал: «У нас в России, в отделе пейзажа [. . .] никто не различал в такой мере, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга».

Художник отказывается от моделирования предметов. Он их уплощает, одновременно усиливая иллюзию глубины. Глубинность пространства достигает в его творчестве совершенства, являясь едва ли не главным выразительным средством в создании образа природы. Новые изобразительные средства и модификация старых приводили к невиданной еще искусством оригинальной системе декоративной пластики. Со временем она становилась все более определенной. Цвет интенсифицировался - от нейтрального переходил к форсированному.

Композиция этюда, представленного в экспозиции, проста и уравновешена. В изображении широкой приднепровской степи, хаток, залитых светом яркого солнечного дня, чуть холмистой равнины, чувствуются внутренние органические связи с русской и украинской народной поэзией. Куинджи ищет простые мотивы, наиболее доступные средства изображения. Пространство своим широким привольем как бы сглаживает следы деятельности человека. Крыши деревенских домов прячутся в зелени деревьев, встраиваются в неровности опускающегося берега. Широкая лента дороги плавным поворотом так же теряет свой вектор целевой направленности, уводя силуэты путников к речной низине к купам деревьев. Архитектура дальнего плана обобщена до декоративной знаковости, оживляющей своими белыми пятнами монотонное золотисто-зелёное марево далей. Вся художественная ткань произведения как бы излучает светлое, радостное мироощущение. В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных частностей рождается изумительно цельное впечатление лика природы, редкостной, совершенной красоты.

Поиск
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2018
    Сделать бесплатный сайт с uCoz