Вторник, 25.06.2019
Гостевая книга Пермской художественной галереи
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Из собрания Пермской государственной художественной галереи

ГРЁЗ, Жан-Батист

Jean-Baptiste Greuze

1725, Турню (Бургундия, область Сены и Луары) – 1805, Париж


ПОРТРЕТ МОЛОДОЙ ДЕВУШКИ
Х., масло, 64,5 х 54,5 (овал)


Давно замечена склонность рококо к овалу. Широкий диапазон использования овальной формы в искусстве XVIII века – от градостроительства до миниатюрных изображений – побуждает видеть здесь не столько модное увлечение, сколько формообразующий принцип стиля. Воздействуя на эстетические чувства зрителя своей гибкостью, мягкой текучестью и изменчивостью, овал, становится своеобразным «галантным» форматом, предъявляя новое качество культуры – феминизацию. В атмосфере культуры, поклоняющейся женщине и пропитанной духом эротизма, были весьма расхожи ассоциации, когда форма овала получила прочную связь со всем, что было рождено под знаком Венеры.

Будучи художником второй половины XVIII века Ж.-Б. Грёз, тем не менее, отдал дань и уходящей эпохе рококо. Очень многое в его искусстве принадлежит старой, аристократической традиции. Он наследует от рококо не только фарфорово-искусственную гамму светлых цветов или кукольную миловидность своих героинь, но и пристрастие к пикантному намёку, к эротическому подтексту. Эта особенность творчества  Грёза вырастает до целой серии полотен с полуаллегорическими сценами вроде «Девушки с птичкой» или «Разбитого кувшина». Красноречивые детали подсказывают зрителю, что манерно-грустные красавицы оплакивают нечто гораздо большее, чем потерю умершей птички или кувшина.

В этот длинный ряд элегических и томно-чувственных грёзовских «головок» уверенно вписывается и полотно из Пермского собрания. В овальном формате картины художник изобразил юную девушку. Вьющиеся каштановые волосы, в которые заплетена лента с розами, обрамляют миловидное румяное личико. Взгляд миндалевидных карих глаз героини прямо адресован нам или как бы ищет ответного взгляда за рамой картины. Приём – получивший широкое распространение в искусстве рококо. Сорочка и лёгкая темно-зелёная шаль слегка ниспадают с левого плеча, допуская интимно-доверительного характер общения с невидимым визави. Мягкие пухлые ручки выразительно сложены  на слегка выгнутую спинку кресла. Их прихотливая линия подчёркивает и удваивает выразительность покатости обнажённого плеча и лёгкий наклон головки. На углу столика отложенное перо с бумагой (забыто письмо?), как ещё один знак сентиментально чувственного настроения, к переживанию которого приглашает нас изображённая модель.

Поиск
Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2019
    Сделать бесплатный сайт с uCoz